Монастырь БоркалабовоНеподалеку от усадьбы «Гостинный двор» и «Сядиба Дудика» есть заповедное на белорусской земле местечко Борколабово (известное также как Баркулабава). Его история официально начинается еще в 16-том веке с постройки старостой соседних деревенек Баркулабом Корсаком в этом месте замка (датируется 1564-тым годом). Между тем, пара церквей стояла тут и раньше, а современные археологические раскопки свидетельствуют о том, что народ проживал в данном месте издревле.

Став «местечком», в 16-том веке Борколабово вошло в состав Оршанского повета, а немного позднее перешло в собственность князя Соломерецкого, как приданное на его свадьбу с дочерью Корсака Евой. Это детям Соломерецкого историей приписывается постройка мужского монастыря на берегу озера Старик (деньги на его возведение жертвовались народом из окрестных деревенек), ставшего в последствие крупным центром православия. Сначала чуть южнее Барколабово, в весьма живописном месте возле Днепра, устремилась к небу своими пятью золоченными куполами величественная и живописная Соборная церковь. А немного позднее рядом были построены колокольня – ворота, ограда из камня и прочие постройки.

Мужской обитель была недолго, в конце концов, превратившись в Свято-вознесенский женский монастырь. Местечко, поменяв череду хозяев (А. Полубинский, С. Сапега, А. Рык), в истории навсегда осталось преисполненным святости и значимости, и является таковым и сейчас, причем не только для белорусов, но и для приезжего люда. И на это есть по-настоящему объективные причины.

          

Борколабовская икона Божьей Матери
Боркалабовская иконаПервая причина – это находящаяся в монастырских стенах святыня — Борколабовская икона Божьей Матери. Она считается одной из наиболее чтимых икон Богородицы во всей Восточной Беларуси. Нарисованная темперой на позолоченном, покрытом резьбой фоне, Богородица являет собой ярчайший пример белорусской иконописи, сохранивший, тем не менее, выразительность черт древних византийских образов. По мнению исследователей, Борколабовская икона создавалась в начале семнадцатого столетия, либо чуть позже, предположительно в Слуцке. Иконографически она приближена к Иверскому и Черниговскому образам Богородицы.
Доподлинно неизвестно, как именно икона появилась Свято-вознесенском монастыре. На этот счет существует немало версий и легенд, самая распространенная из которых утверждает, что в святой обители она появилась в 59-том году 17-го века при участии князя Пожарского, который возвращался в Россию из литовского похода.

По легенде образ везли припрятанным в армейском скарбе. Во время проезда княжеского отряда мимо монастырских стен икона стала совершенно неподвижной, и никто так и не сумел подвинуть её с места. Всем стало очевидно: образ должен быть оставлен в монастырских стенах, что и было сделано. Сначала его поместили в центральную часть Вознесенской церкви, однако в последующую ночь он каким-то чудом оказался у храмовой стены. Новость о таком чуде в мгновение ока облетела окрестные земли и всю страну, в результате чего монастырь превратился в объект паломничества не только христиан, но и католиков. На протяжении трех последующих столетий монастырь являлся важным оплотом духовности и культуры на востоке Беларуси. При нем была открыта школа и приют для детей сирот, где учили чтению и получали знания по земледелию.

Прославившись чудесами в период Северной и Отечественной войн (1812-того года), Борколабовская икона Божьей Матери поддерживала дух беларусов во всех военных конфликтах 17 — 20 веков и с честью перенесла гонения на символы святости в советское время. В 80-тых г. г. 19-го века в Вознесенском храме случился пожар, но чудо-икону успели спасти.

В 20-тых годах 20-го века Барколабовский монастырь закрыли. В ходе ВОВ 1941 – 1945 г. г. икона хранилась у экс-инокинов. И только в 53-тьем году она вновь оказалась в святых стенах – накануне пасхального праздника её поместили в пристенный киот Свято-Троицкой обители в Быхове.

Решение возродить Свято-вознесенскую обитель при Борколабово святейший Синод принял в 2008-мом году. За постройку обители и возвращение её к духовной жизни взялись монахини соседней Свято-Успенской обители.

Спустя два года, после освещения возрождаемого монастыря, в него, наконец, была возвращена Борколабовская икона, которую поместили в красивый, вновь отстроенный киот.

На сегодняшний день при обителе выстроена трапезная, работает хозблок, общежитие для монахинь, действует мини-гостиница, в которой останавливаются волонтеры и гости. В планах пока остается восстановление каменного храма Вознесения Господня и постройка здания для школы.

Знаменитая Борколабовская летопись
Борколабовская летописьВторая реликвия, прославившая Борколабово далеко за пределами страны, — это созданная при монастыре уникальная Борколабовская летопись, считающаяся одной из старейших и наиболее содержательных на белорусской территории.

Автор (предполагается, что им был священник Федор Могилевцев) описывает в ней события от времени строительства Могилёвского замка (датируется 1526-тым годом) до принятия Брестской унии (спустя девятнадцать лет). Одиннадцатилетний перерыв продолжается более систематизированными сведениями, начинающимися с описания захвата Иваном IV в 63-тьем году Полоцка, и заканчивающимися событиями 1608-ого. Завершает Борколабовскую летопись гораздо более позднее добавление о военном походе Владислава IV, собравшегося покорять Смоленск в 30-х годах 17-го века. К произведению также приложено несколько ценных исторических документов в виде писем и грамот. Летопись необыкновенно ценна для потомков тем, что правдиво рассказывает об исторических реалиях Восточной Беларуси, и том, как развивалась народная и церковная культура, приближает к нам образы видных исторических персон, например, двух Лжедмитриев, а также подробно знакомит нас с историей заповедного Баркулабова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.